Биологический возраст ребёнка - Как лечить
.

КАК ЛЕЧИТЬ?

Список заболеваний

Биологический возраст ребёнка


   Все мы разные, среди нас есть мальчики и девочки; кто-то выше, кто-то ниже ростом, и все мы проходим каждый этап своей жизни – поступление в ясли, переход из яслей в детский сад, начало обучения в школе. И на каждом этапе к нам предъявляются определенные требования, связанные с развитием. Когда ребенка принимают в первый класс, он проходит медико-педагогическую комиссию, которая определяет, способен ли он учится в общеобразовательной школе на данном этапе своей жизни. Все пришли в школу практически с одинаковыми знаниями и способностями. Нас обучает один и тот же учитель и всем нам дает одни и те же знания. От всех школьников требуют одинаковые нормативы. Но неизвестно почему не все с ними справляются, или потому что ленятся, пошли в школу неготовыми, или потому что их развитие отстает от остальных и они немного позже нагонят их, или они так и останутся в развитии отстающими. Может быть, есть смысл проверять готовность в физической, психической готовности детей к школе и одних отправлять в школу раньше, а других позже?

   Начало обучения в школе приходится на возрастной период, характеризующийся ускоренными морфофункциональными преобразованиями в организме ребенка. В этом возрасте у мальчиков и девочек наблюдается резкое увеличение скорости роста (период первого вытягивания). Длина тела увеличивается на 6-8 и даже 10 см в год и достигает примерно длины тела взрослого. Развитие опорно-двигательной системы у детей 6-8 лет еще далеко от своего завершения. В этом возрасте почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Изменения в пропорциях и темпах роста затрагивают и кости черепа. Так, в период от 6 до 10 лет заканчивается сращение отдельных частей затылочной кости, начавшееся в 3-4 года. Однако между всеми костями черепа еще сохраняются хрящевые зоны, то есть рост черепа и, соответственно головного мозга может продолжаться. Черепная коробка к этому возрасту достигает 4/5 своего окончательного размера, и затем растет крайне медленно. Сильно начинают изменяться кости, составляющие каркас лица. Увеличиваются челюсти, молочные зубы перестают соответствовать по своим размерам новым пропорциям, поэтому становится неизбежной их замена на постоянные. Начало смены зубов, очередность и темп - важнейшие показатели биологического созревания организма.

   Относительно слабо развиты и мелкие мышцы кисти. Поэтому дети 6-7 лет, хорошо осваивая основные виды движений (бег, прыжки), не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Систематическая же тренировка тонких движений пальцев руки стимулирует морфологическое и функциональное формирование тех областей в полушарии головного мозга, которые ответственны за развитие речи ребенка. 

   Физическое развитие детей на каждом возрастном этапе характеризуется определенным комплексом связанных между собой морфофункциональных свойств организма и обусловленным этими свойствами запасом физических возможностей определяют длину и массу тела, его поверхность и форму, соотношение трех основных размеров тела (длина, масса и окружность грудной клетки) характеристика физического развития ребенка на каждом этапе. Соотношения отдельных частей тела и его длины отражает достигнутый уровень дифференцировки, то есть уровень соматической зрелости. Критериями соматической зрелости (готовности детей к обучению) могут служить длина тела и величины его пропорции или длина тела и зубная формула.

   Проще всего оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. Так, в дошкольном возрасте (обычно в 5–6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста». Для того чтобы узнать, прошел уже или еще нет полуростовой скачок, нужно провести Филиппинский тест. Надо попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а вот 4–5-летний ребенок, оказывается, не может сделать такую простую вещь: руки у него пока еще слишком коротки. Полуростовой скачок и заключается в существенном удлинении рук и ног.

развитие ребёнка

   Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное – степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости», то есть готовности организма ребенка к многотрудному процессу школьного обучения. Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом, и крайне редко приносит успех в обучении. 

   Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других – только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года – это очень много. Но такое разнообразие является нормальным, никаких поводов для беспокойства само по себе ускорение или замедление темпов физического развития не дает, важно, чтобы это развитие было гармоничным.

   Полуростовой скачок – один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологичечском смысле, а стало быть – работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится – клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого. За то после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие – они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена). 

   Итак, готовность к школе имеет биологические, психологические и социальные аспекты. Мы рассматриваем только биологические, в частности – морфологические и физиологические. Морфологически ребенок должен быть достаточного размера, чтобы поместиться за партой (рабочим столом). Его пропорции должны соответствовать двигательным задачам, которые ему предстоит решать в процессе обучения, а также должны отражать тот факт, что полуростовой скачок уже прошел. Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие необходимый уровень надежности, то есть дееспособности ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму. И наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается к взрослому по внутреннему ощущению времени.
загрузка...





Это надо знать!







Поиск
Создать сайт бесплатно